[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ГЛИНКА Михаил Иванович [20.5(1.6).1804, с. Новоспасское, ныне Ельнинского района Смоленской обл., - 3(15).2.1857, Берлин], русский композитор. Основоположник рус. классич. музыки. Его творчество определило нац. и мировое значение рус. музыки, обозначив осн. пути её развития в творчестве композиторов последующих поколений, в первую очередь - "Могучей кучки" и П. И. Чайковского. Не сочинив ни одного балета, Г. использовал танц. формы в своих произведениях. Танец у Г. впервые в рус. музыке стал одним из средств создания образов героев в опере, картин нар. жизни в симфонич. увертюрах, выражал богатое лирич. содержание.
Балетные сцены в операх Г., его симфонич. сочинения и особенно "Вальс-фантазия" (первонач. для фп., 1839; оркестровая ред. 1845; последняя ред. 1856) положили основание будущему классич. рус. балету, подготовили балетную реформу Чайковского. В сюите польских танцев из "Ивана Сусанина" (1836), танцах дев Наины и восточных танцах из "Руслана и Людмилы" (1842), выполняющих важную роль в драматургии спектакля, определились гл. принципы танц. формы. Их отличают образно-тематич. и интонац. родство, волнообразное развитие при контрастном сопоставлении отдельных звеньев формы, логика тонального движения. Польские танцы в "Иване Сусанине" - первый в рус. балетной музыке пример симфонич. разработки танц. тематики. Особенности симфонизма Г. наиболее полно раскрылись в "Испанских увертюрах" ("Арагонская хота", 1845, "Ночь в Мадриде", 1851) и в "Камаринской" (1848), где основой произв. являются подлинные нар. танцы.
На музыку сочинений Г. создавались балетные представления: "Сон" (1915, Мариинский театр, Петроград, сцен. и балетм. М. М. Фокин), "Арагонская хота" (1916, Мариинский театр, Петроград, сцен. и балетм. тот же, реж. В. Э. Мейерхольд), "Испанские эскизы" (1918, театр сада "Аквариум", Москва, сцен. и балетм. А. А. Горский), "Я помню чудное мгновенье" (по А. С. Пушкину, на основе ряда произв. Г. в интерпретации Г. Синисало; 1962, Театр им. М. Джалиля, Казань, балетм. И. В. Смирнов; 1962, Львовский театр оперы и балета, балетм. М. С. Заславский; 1963, Харьковский театр оперы и балета, балетм. Н. Д. Юлтыева и И. В. Смирнов), "Русские миниатюры" (на муз. Г., А. А. Алябьева, А. К. Лядова, А. С. Даргомыжского, Чайковского; 1962, Большой театр, балетм. В. А. Варковицкий), "Па-де-катр" (на муз. увертюры к опере "Руслан и Людмила", 1966, Штутгартский балет, балетм. Дж. Кранко), "Глинкиана" (на муз. разл. произв. Г., 1967, "Нью-Йорк сити балле", балетм. Дж. Баланчин).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета