[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ГОФМАН (Hoffmann) Эрнст Теодор Амадей (24.1.1776, Кенигсберг, - 25.6.1822, Берлин), немецкий писатель, композитор и живописец. Автор первой нем. романтич. оперы "Ундина" (1813) и др. музыкальных произв., Г. приобрёл мировую известность как один из крупнейших представителей романтизма в европейской литературе. Муз.-эстетич. взгляды Г. оказали большое влияние на муз. театр 19 в., в частности балетный. Взаимопроникновение фантастики и реальности, противопоставление идеальной мечты и современной художнику действительности, обилие муз. ассоциаций привлекали мн. композиторов, создавших произведения по мотивам Г. (Шуман, Оффенбах, Бузони, Хиндемит и др.). По новеллам "Песочный человек" и "Щелкунчик и мышиный король" написаны балеты "Коппелия, или Девушка с голубыми глазами" Делиба (1870) и "Щелкунчик" Чайковского (1892). В балетах по произв. Г. в 20 в. обычно акцентирована социально-критич. направленность творчества писателя: "Эликсир дьявола" Й. Коля (1925, Дрезден, балетм. Э. Пец), "Золотой горшок" на сб. муз. (1942, Кассель, балетм. А. Винкельман), "Крошка Цахес по прозванию Циннобер" Каретникова (соч. 1958, пост. 1970, либретто Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва, Ганновер, балетм. И. Георги), "История Ансельма" Л. Сумера (1978, по новелле "Золотой горшок", театр "Эстония", балетм. М. Мурдмаа). Опера "Сказки Гофмана" Оффенбаха была поставлена как "синтетический спектакль", в котором большая роль отведена хореографии (1961, Брюссель, реж. и балетм. М. Бежар), и в виде балета (1972, "Скоттиш тиэтр балле", балетм. П. Даррелл). Балет "Фортепьянный концерт No 2" на муз. Вебера (1971, Дюссельдорф, балетм. Э. Вальтер) основан на "ассоциациях с творчеством Г.". Музыка Г. введена в постановку балета Чайковского "Щелкунчик" (1976, Марсель, балетмейстер Р. Пти).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ГОФМАН Юрий Фёдорович [р. 14(27).3.1915, Москва], советский артист. Засл. арт. РСФСР (1955). Сын артистки балета Е. М. Адамович. В 1933 окончил Моск. хореографич. училище, затем класс совершенствования В. И. Пономарёва в Ленингр. хореографич. училище. В 1937-42 в Театре им. Кирова, в 1942-59 - Большом театре. Был партнёром Г. С. Улановой, О. В. Лепешинской, А. Я. Шелест, М. М. Плисецкой и др. Партии: Зигфрид, Солор, Базиль, Ромео, Фрондосо; Ма Личен, Евгений, Вацлав и Гирей, Батыр; Армен ("Гаянэ") и др. Участвовал в гастролях за рубежом. Заведует отделом Межсоюзного дома художеств. самодеятельности.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета