[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ГОГОЛЬ Николай Васильевич [20.3(1.4).1809, с. Большие Сорочинцы, ныне Полтавской обл., - 21.2(4.3).1852, Москва], русский писатель. Основоположник критич. реализма в литературе и театре. Высказывания Г. о балете содержатся в статье "Петербургские записки 1836 года" и в подготовительном варианте этой статьи - "Петербургская сцена", а также в "Выбранных местах из переписки с друзьями" :"О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности"). Сторонник реалистич. Отображения действительности в этом виде искусства, Г. писал, что основу балета составляет не богатство декораций и костюмов, а танец, в котором должны выражаться характер народа, его жизнь, образ занятий. Считая, что танец, взятый из жизни, трансформируется на сцене, он отмечал: "Творец балета..., схвативший первую стихию,...может развить её и улететь несравненно выше своего оригинала, как музыкальный гений из простой, услышанной на улице песни создаёт целую поэму" (Собр. соч., т. 6, 1967, с. 196). Г. критиковал совр. ему балет за недостаточную насыщенность действием.
На сюжеты произв. Г. пост. балеты: "Ночь перед Рождеством" Асафьева (1938, Театр им. Кирова, балетм. В. А. Варковицкий, спектакль Ленингр. хореографич. училища), "Сорочинская ярмарка" Гомоляки (1956, Донецкий театр оперы и балета, балетм. Н. И. Трегубое) и на муз. Мусоргского в аранжировке Н. Н. Черепнина (1943, труппа "Балле тиэтр", театр "Метрополитен-опера", балетм. Д. Лишин), "Тарас Бульба" Соловьёва-Седого (1940, Театр им. Кировм, балетм. Ф. В. Лопухов; 1941, Большой театр. балетм. Р. В. Захаров).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета