[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ГОЛЕЙЗОВСКИЙ Касьян Ярославич (Карлович) [22.2 (5.3).1892, Москва, - 4.5.1970, Москва], советский артист и балетмейстер. Засл. арт. БССР (1940), засл. деят. искусств Литов. ССР (1945). Начал балетное образование в Москве (ученик Н. П. Домашева), с 1907 учился в Петерб. театр. училище у М. К. Обухова и М. М. Фокина. По окончании в 1909 был принят в Мариинский театр. В 1910 переведён в моск. Большой театр. Исполнял партии: Голубая птица; Мотылёк ("Золотая рыбка"), бог Камон ("Саламбо" Арендса) - оба в пост. А. А. Горского. С первых лет артистич. деятельности изучал искусство балетмейстера; участник новаторских опытов Фокина и Горского. В 1916 балетмейстер Мамоновского театра миниатюр и театра "Летучая мышь". В 1918 ушёл из Большого театра и организовал школу-студию "Детский балет" (пост. там балеты "Макс и Мориц" на муз. Л. Шитте, "Белоснежка" и др.). В 1919-25 руководил студией (с 1922 - "Камерный балет"; пост. одноактные балеты "Арлекинада" на муз. Шаминад, "Саломея" на муз. Р. Штрауса, "Фавн" на муз. К. Дебюсси, "Трагедия масок" Бера, а также концертные программы). Музыкальность и богатая фантазия в области хореографич. форм определили самобытность творчества Г. Утверждая собственный стиль, он обращался к произв. С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, Ф. Шопена в поисках балетных соответствий с эмоционально-пластич. выразительностью музыки. Деятельность Г. привлекала внимание зрителей и критики. В Большом театре Г. в 1925 пост. (на сцене Экспериментального театра) по своим сценариям балеты "Иосиф Прекрасный" Василенко и "Теолинда" на муз. Ф. Шуберта в инструментовке Рогаль-Левицкого. В "Иосифе Прекрасном" Г. выдвинул тему нравственной чистоты героя, вступающего в конфликт с бездуховностью окружающего мира: впоследствии эта тема заняла видное место в творчестве сов. балетмейстеров. В 1927 Г. пост. балет "Смерч" Бера (Большой театр) - один из первых опытов хореографич. воплощения революц. сов. тематики в духе аллегорич. плаката, в 1933 - балет "Дионис" Шеншина (там же). Заявив себя сложившимся и крупным художником, Г. пластически осовременивал классич. танец, обращался к характерности, гротеску ("Испанские танцы" и "Эксцентрические танцы" на муз. Дунаевского, танцы гёрлс и др.). С сер. 1930-х гг. работал в театрах республик Сов. Союза. Среди его пост.: "Спящая красавица" (1935, Харьков), "Бахчисарайский фонтан" (1939, Минск; 1949, Львов); "Ду Гуль" Ленского (1941, Душанбе). В 1944 и 1953 пост. "Половецкие пляски" ("Князь Игорь", Большой театр). В 1960-61 создал концертные программы на муз. Скрябина и Листа, в 1962 - балет "Скрябиниана", в 1964 - "Лейли и Меджнун" Баласаняна (Большой театр). Г. автор многих полемич. статей о балете и книги "Образы русской народной хореографии" (М., 1964).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета