[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ГОЛОВИН (Golovin, наст. фам. - Грессеров) Петер (р. 1.4.1894, Москва), югославский балетмейстер и педагог. По нац. русский. Учился у О. Некрасовой в Москве. С 1924 артист, в 1928-46 балетм. и руководитель балетной труппы Словенского нац. театра в Любляне. В 1946-51 работал в Мариборе. Пост. балеты: "Перед вратами вечности" на муз. Сибелиуса (1929), "Муженёк" Ипавца (1930), "Маска красной смерти" Остерца (1932), "Петрушка" (1935), "Щелкунчик" (1940), "Шопениана" (1942); "Пер Гюнт" на муз. Грига (1944, 1948), "Болеро" (1944), "Шехеразада" (1945, 1948); "Славянские танцы" на муз. Дворжака (1946). Преподавал в Люблинской консерватории, в (944-45 в театр. школе, в 1947-51 директор организованной им Гос. балетной школы в Мариборе. Сыграл значит. роль в развитии и становлении словенского балета.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ГОЛОВИН (Golovine) Серж (р. 20.11.1924, Монако), французский артист, балетмейстер, педагог. Учился у Ю. Н. Седовой и Г. Рико. Работал в "Нуво балле де Монте-Карло" (1946), в парижской Опере (1947-50), ведущий солист "Гран балле дю марки де Куэвас" (1950-61), гл. балетмейстер женевской Оперы (1964-68). Преподаёт в Женеве. Среди партий: Голубая птица; Юноша ("Видение розы"), Альберт, Дезире, Джеймс ("Сильфида").

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ГОЛОВИН Александр Яковлевич [17.2 (1.3).1863, Москва, - 17.4.1930, г. Пушкин], советский театральный художник. Нар. арт. РСФСР (1928). Действит. чл. Академии художеств (1912). Учился в Моск. училище живописи, ваяния и зодчества (1881-89) у И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, в Париже в академии Коларосси (1889), в мастерской Витти (1897). Примыкал к объединению "Мир искусства". Впервые выступил в театре в 1898 (опера "Ледяной дом" Корещенко, Большой театр, Москва), в балете - в 1900 ("Дон Кихот", совм. с К. А. Коровиным, Большой театр). С 1901 декоратор петерб. имп. театров. Приход Г. в театр связан со значит. переломом в декорац. искусстве. Борясь с отжившими штампами, Г. утверждал на сцене живопись как равноценный и эстетически значимый элемент спектакля. Подлинно театр. художник, он подчинял живописному образу спектакля все компоненты оформления - задники, кулисы, костюмы, грим, бутафорию, свет, разрабатывая их с большой тщательностью. Произв. Г. отличают живописное мастерство, декоративная пышность, знание историч. стилей, пространств. видение спектакля. Работая преим. для драматич. и оперного театра, Г. к балету обращался лишь эпизодически. Оформление балета "Жар-птица" для Русских сезонов в Париже (1910, балетм. М. М. Фокин; костюмы Жар-птицы и Царевны принадлежат Л. С. Баксту) - одно из лучших созданий художника, оказавших значит. влияние на развитие мирового театрально-декорац. искусства (в 1964 этот балет в декорациях Г. был возобновлён на сцене Большого театра). Оформил также балетные спектакли: "Волшебное зеркало" Корещенко (1903, Мариинский театр, балетм. М. И. Петипа; с теми же декорациями пост. в Большом театре в 1905), "Времена года" (1907, Мариинский театр, костюмы, балетм. Н. Г. Легат), "Арагонская хота" на муз. Глинки (1916, там же, балетм. М. М. Фокин), "Сольвейг" (1922, Театр оперы и балета, Петроград, балетм. П. Н. Петров), "Ледяная дева" (1927, там же, балетм. Ф. В. Лопухов).
Соч.: Роль художника в театре, в сб.: Театрально-декорационное искусство в СССР. 1917-1927, Л., 1927.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета