[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ГОРСКИЙ (настоящая фамилия - Тер-Гевондян) Сурен Григорьевич (р. 16.10.1903, Тбилиси), советский артист, дирижёр, режиссёр. Засл. арт. Груз. ССР (1946). В 1918-22 учился в балетной школе под рук. М. И. Перини, в 1940 окончил дирижёрский факультет Тбилисской консерватории. В 1922-34 работал в Тбилисском, Ереванском, Бакинском, Свердловском, Новосибирском и др. театрах. С 1941 солист, режиссёр, дирижёр Театра им. Палиашвили. Партии: Зигфрид, Франц, Базиль; Клод, Гренгуар ("Эсмеральда"); Конрад, Бирбанто ("Корсар"), Ли Шанфу; Иванушка ("Конёк-Горбунок"), Командор ("Лауренсия"), Джарджи ("Сердце гор") и др. Как режиссёр участвовал в пост. балетов: "Дон Кихот", "Лебединое озеро", "Лауренсия"; "Синатле" Киладзе, "Горда" Торадзе, "Отелло" Мачавариани, "Демон" Цинцадзе, и др. Дирижировал балетами: "Дон Кихот", "Лебединое озеро", "Бахчисарайский фонтан", "Тщетная предосторожность" и др. Гастролировал в городах СССР и за рубежом. А. С. Чхеидзе.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ГОРСКИЙ Александр Алексеевич [6(18).8.1871, Петербург, - 20.10.1924, Москва], русский советский балетмейстер, артист, педагог. Засл. арт. императорских (позднее гос. академия.) театров (1915). По окончании Петерб. театр. училища (педагоги П. К. Карсавин и М. И. Петипа), в 1889-1900 в труппе Мариинского театра. Исполнял классич., характерные и гротесковые партии: Дезире; Сатир, Арлекин ("Времена года" и "Испытание Дамиса" Глазунова), сарацинский танец ("Раймонда"), китайский танец ("Щелкунчик") и др. 1-я пост. - балет-фантазия "Клоринда - царица горных фей" на сб. муз. (1899, Михайловский театр, выпускной спектакль Петерб. театр. училища). С 1901 режиссёр балета, в 1902-24 балетмейстер моск. Большого театра. Возглавив моск. балетную труппу, Г. стал осуществлять реформу балета. Стремился преодолеть мн. условности академич. балета 19 в. (канонич. структуру, раздельное существование танца и пантомимы). Знаток спектаклей Петипа, Г. шёл от буквальных повторов его постановок на моск. сцене ("Спящая красавица", 1899; "Раймонда", 1900) к творч. переработке, заботясь о логике и стройности сюжета, режиссуре ансамблей. Отвлечённые кордебалетные ансамбли он заменял танцами, оправданными действием, добивался историч. достоверности оформления, точности нац. колорита (привлёк к работе художника К. А. Коровина). Значительным явлением стала его пост. балета "Дон Кихот" (1900, Большой театр). Спектакль был проникнут страстной стихией танца, который возникал из действия и эмоционально отражал его. На сцене действовала живая толпа, с которой герои были тесно связаны. Г. пост. также: "Лебединое озеро" (1901, 1912, 1920), "Конёк-Горбунок" (1901, 1912, 1914), "Жизель" (1907, 1911, 1918, 1922), "Баядерка" (1917), "Коппелия" и "Дочь фараона" (1905), "Волшебное зеркало" Корещенко (1905), "Корсар" Адана (1912). В то же время в постановках Г. танец, подячнённый логике поступков и ситуаций, порой утраяивал обобщающие свойства. Свои творч. устремления Г. наиболее полно осуществил в самостоятельных работах: "Дочь Гудулы" Симона (1902), "Саламбо" Арендса (1910); "Любовь быстра!" на муз. Грига (1913), "Евника и Петроний" на муз. Шопена (1915). В 1916 Г. впервые осуществил опыт балетной пост. симфонии ("5-я симфония" Глазунова). К 1-й годовщине Окт. революции Г. создал балет "Стенька Разин" на муз. Глазунова, к 5-й годовщине - детский спектакль на совр. тему - "Вечно живые цветы" на муз. Асафьева (с отдельными номерами др. композиторов). В 1919 осуществил пост. "Щелкунчика". Затем пост.: "Танец Саломеи" на муз. Р. Штрауса (1921), "Безделушки" на муз. Моцарта (1922), "Грот Венеры" на муз. Вагнера (1923), а также "En blanc" на муз. 3-й сюиты Чайковского (сцен. Г., 1918, театр Летнего сада "Аквариум"). Г. оказал влияние на творч. развитие мн. крупных артистов - Е. В. Гельцер, С. Ф. Фёдоровой, В. А. Каралли, А. М. Балашовой, М. М. Мордкина, В. А. Рябцева и др. Прогрессивные для своего времени поиски Г. были использованы в практике сов. балетного театра. В 1896-1900 Г. преподавал в Петерб. хореографич. училище, с 1902 - в Москве. Среди его учеников: Т. П. Карсавина, А. М. Мессерер, М. М. Габович, А. И. Абрамова, Л. М. Банк и др.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета