[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ГРАН (Grahn) Люсиль (30.6.1819, Копенгаген, - 4.4.1907, Мюнхен), датская артистка, балетмейстер. Ученица Авг. Бурнонвиля в школе Королевского датского балета. Выступала с 7 лет, первая сольная партия в 1829 - Сати ("Джоко, бразильская обезьяна" Линдпайнтнера, балетм. Ф. Тальони). Официально дебютировала в 1834 - па-де-де в опере "Немая из Портачи" Обера. В 1835 Бурнонвиль сочинил для Г. партию Астрид ("Вальдемар" Фрёлиха), гл. партии в балетах "Сильфида" Лёвеншелля (1836), "Дон Кихот" Цинка (1837). В 1838 выступала в Париже в гл. партиях балетов "Венецианский карнавал" Крейцера и Персюи (балетм. Л. Милон) и "Сильфида" (балетм. Ф. Тальони), затем работала в Гамбурге. В 1839 ушла из Королевского датского балета. В 1839-42 танцевала в парижской Опере, в 1843 в Петербурге, в 1845-46 в Лондоне и др. городах Европы. Ж. Перро пост. для Г. и танцовщиц М. Тальони, Ф. Черрито и К. Гризи "Па-де-катр" на муз. Пуньи (1845, Лондон) и создал для Г. партии Эолины и Катарины ("Эолина", 1845, и "Катарина" Пуньи, 1846). В 1848-56 выступала преимущественно в Германии. В 1856 оставила сцену, работала балетмейстером в Лейпциге (1858-61) и в Мюнхенской придворной опере (1869-75). Среди её пост. сцена вакханалии ("Тангейзер" Вагнера). Г. одна из самых известных романтич. танцовщиц. Обладая воздушностью, грацией и исключительно сильной техникой, она танцевала в балетах, поставленных для М. Тальони ("Сильфида" и др.), и в спектаклях, в которых прославилась Ф. Эльслер ("Эсмеральда" и др.), хотя для этих партий ей недоставало темперамента и живости. Г. не создала своего репертуара и индивидуальной манеры исполнения.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета