[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ГУСЕВ Пётр Андреевич [р. 16(29).12.1904, Петербург], советский артист, балетмейстер, педагог. Засл. арт. РСФСР (1947), засл. деят. искусств РСФСР (1966). В 1922 окончил Петрогр. хореографич. училище (ученик А. В. Ширяева и В. И. Пономарёва). Один из организаторов группы "Молодой балет" (1923). В 1922-35 артист Ленингр. театра оперы и балета. Первый исполнитель ролей: Щелкунчик (1929, балетм. Ф. В. Лопухов), Асак ("Ледяная дева", 1927, балетм. тот же), Жером ("Пламя Парижа", 1932, балетм. В. И. Вайнонен); участник премьеры "танцсимфонии" "Величие мироздания" на муз. Бетховена (1923, балетм. Лопухов). Среди ролей: Джеймс ("Сильфида"), Люсьен ("Пахита"), Иван-царевич ("Жар-птица"), Амун ("Египетские ночи"), Борис ("Болт" Шостаковича), Трубадур ("Раймонда"), Голубая птица, Дезире; Кули ("Красный мак"), па-де-дё ("Тщетная предосторожность"), уральский, украинский танцы ("Конёк-Горбунок"), танец египетских акробатов (в опере "Юдифь" Серова, балетм. Ф. В. Лопухов). Одновременно в 1932-35 работал в Ленингр. Малом театре. Роли: Франц; Пётр ("Светлый ручей" Шостаковича) - оба пост. Лопухов. В 1935-45 солист Большого театра. Роли: Гирей, Жан де Бриен; Абдерахман ("Раймонда"), Менерс ("Алые паруса" Юровского). Вёл большую конц. работу в Ленинграде с О. П. Мунгаловой и Т. М. Вечесловой, в Москве с О. В. Лепешинской. В 1945-50 художеств. руководитель балета Театра им. Кирова, в 1960-62 гл. балетм. Ленингр. Малого театра, 1962-66 - Новосибирского театра, в 1958-60 руководитель курсов балетмейстеров в КНР, организатор балетного театра в Пекине, училищ в Шанхае, Гуанджоу (Кантоне). Пост.: "Семь красавиц" (1952, Театр им. Ахундова, Баку; 1953, Ленингр. Малый театр; 1963, Киев; 1963, Новосибирск), "Три мушкетёра" Баснера (1966, Новосибирск), "Ледяная дева" (1964, там же, по Лопухову). Возобновил балеты классич. наследия: "Корсар" (1955, Ленингр. Малый театр; 1958, Пекин; 1962, Новосибирск), "Жизель" (1960, Пекин; 1978, Улан-Удэ), "Лебединое озеро" (1959, Пекин; 1978, Саратов), "Раймонда" (1964, Новосибирск; 1978, Будапешт), "Арлекинада" (1967, ленингр. Камерный балет; 1969, Киевское хореографич. училище; 1975, Ленингр. Малый театр); "Привал кавалерии" Армсгеймера (1968, Камерный балет; 1975, Ленингр. Малый театр; 1978, Новосибирск; 1979, Пермь),
"Шопениана" (1978, Новосибирск), Гран па из балета "Пахита" (1972, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко). С группой учеников-балетмейстеров пост. в Пекине "Красавица рыбка" У Цзуцяна и Ду Минсина (1959), "Наводнение" Ду Минсина (1960), предприняв первые опыты совмещения приёмов европ. и кит. классического танца. Преподавал в Ленингр. институте театр. искусства (1922-30), в Лен. гос. эстраде и эстрадном техникуме (1925-35), Ленингр. хореографич. училище (1927-30), Ленингр. Малом театре (1930-35, 1960-62), Моск. хореографич. училище (1935-41, художеств. руководитель училища), моск. Большом театре и Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко (1935-40, 1950-57), Новосибирском театре (1963-66), Пекинском хореографич. училище, с 1966 руководитель балетмейстерского отделения кафедры муз. режиссуры Ленингр. консерватории; с 1973 профессор. Автор многочисл. статей в периодич. печати, сборниках "Алексей Ермолаев" (1974), "Михаил Габович" (1977), "Воспоминания об Асафьеве" (1976). Написал предисловия к книгам Ю. Слонимского "В честь танца" (1968) и "Драматургия балетного театра XIX века" (1977).
Соч.: Новый "Щелкунчик", "СМ", 1966, No 7; Балеты, семинары, сомнения, "Театр", 1966, No 3; Три конкурса балета, там же, 1972, No 6; "Спящая красавица" в сб.: Мариус Петипа, Л., 1971; Главное направление - современность, в сб.: Музыка и хореография современного балета, 1975.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета