[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


МОЛЬЕР (Moliere) [наст. имя и фам. - Жан Батист Поклен (Poquelin)] (15.1.1622, Париж, - 17.2.1673, там же), французский драматург, актёр и театральный деятель. Создатель (совм. с Ж. Б. Люлли) жанра комедии-балета, сыгравшего значит. роль в становлении хореографии как самостоятельного вида искусства. М. считал музыку, пение и танец важными элементами спектакля, а не только украшениями к нему. Под его влиянием танц. и вокальные эпизоды стали более органично увязываться с драматич. действием ("Принцесса Элиды", "Мелисерта"). Для развития действенного сюжетного балета особенно значимы комедии-балеты с остросатирич. сюжетом ("Докучные", "Брак поневоле", "Любовь-целительница"). В них танец служил раскрытию характеров, а иногда был и стержнем развивающегося действия (напр., танец рабов в "Сицилийце"). Под влиянием М. балет драматизировался, становились необходимыми элементы пантомимы; сатирич. направленность произв. требовала расширения хореографич. рамок характерного танца, влекла за собой убыстрение темпов медленных танцев, появление в спектаклях модных в то время мелодий. Музыка к большинству комедий М. написана Люлли (музыка к "Браку поневоле" принадлежит М. Шарпантье). Постановщиком танцев в них был балетм. П. Бошан. Сам М. участвовал в этих постановках в качестве характерного танцовщика (исполнял буффонный танец с клистиром в "Г-не де Пурсоньяке", комический менуэт в "Мещанине во дворянстве", Полишинеля в балетной интермедии к "Мнимому больному").
Комедии-балеты М.: "Докучные" (1661, в поместье супер-интенданта Фуке), "Брак поневоле" (1664, Париж, Лувр), "Принцесса Элиды" (1664, Версаль), "Любовь-целительница" (1665, Версаль), "Мелисерта" (героическая комедия-пастораль, 1666, Сен-Жермен-ан-Ле), "Комическая пастораль" (1666), "Сицилиец, или Любовь-живописец" (1667), "Жорж Данден" (в редакции комедии-балета, 1668, Версаль; 1669, праздник в Шамборе), "Блистательные любовники" (1670, Сен-Жермен-ан-Ле), "Мещанин во дворянстве" (1670, Шамбор), "Психея" (трагедия-балет, созд. в соавторстве с драматургами П. Корнелем и Ф. Кино, 1671, Тюильри), "Графиня д'Эскарбаньяс" (1671). Поставленные первоначально по случаю королев. празднеств, эти комедии впоследствии были возобновлены М. на сцене его театра в Пале-Руаяль (Париж). Здесь же был поставлен "Мнимый больной" (1673).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета