[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ОЛАХ (Olah) Густав (20.8.1901, Будапешт, - 19.12.1956, Мюнхен), венгерский театральный художник, режиссёр, сценарист. Нар. худ. ВНР (1952). С 1921, будучи студентом Технологич. института, работал ассистентом худ. Е. Кеменди в Венг. оперном театре (Будапешт). В 1928 инспектор гос. театров. С 1936 режиссёр, затем гл. режиссёр Венг. оперного театра, директор балетной труппы. Сотрудничал с балетм. Д. Харангозо, Я. Цеплиньским, Ж. Шарра и др. Оказал большое влияние на развитие венг. балетного искусства. Был вдохновителем и одним из идейных руководителей балетного коллектива театра. Как режиссёр участвовал в пост. балетов: "Лизистрата" Лайты (1937, балетм. Р. Брада), "Доротея" Тота (1944, балетм. Я. Цеплиньский), "Новогодний вечер в Пеште" на муз. Листа (1945, балетм. Харангозо), "Шакунтала" Гольдмарка (1946, балетм. Цеплиньский), "Петрушка" (1949, балетм. Э. Вашхедьи). Оформил балеты: "Сапоги Янко" Кенешшеи (1937), "Пикник в Пожони" Райтера (1938), "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского, "Деревянный принц", оба - 1939; "Кувшин" Казеллы (1941), "Грёзы любви" на муз. Листа (1942), "Чудесный мандарин" (1945), "Треуголка" (1947), все - балетм. Харангозо; "Творения Прометея" Бетховена (1942, балетм. А. Миллош), "Видение розы" (1948, балетм. Ф. Надаши); "Петрушка" (1949) и "Деревянный принц" (1952) - оба балетм. Э. Вашхедьи, и др. Автор сценариев балетов: "Лизистрата" (по Аристофану, 1937), "Хитрые студенты" Фаркаша (по М. Йокаи, 1949), "Платочек" (совм. с В. Ланьи и Харангозо, 1951) и "Песня Бихари" (совм. с Л. Балинтом, 1954) Кенешшеи. Преподавал в Высшем муз. училище и Институте прикладного искусства. Работал в др. странах (СССР, Швеция, ГДР и др.). Пр. им. Кошута (1952).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета