[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ОПЕРА-БАЛЕТ (франц. opera-ballet), музыкально-сценический жанр, в котором действие раскрывается средствами вокального и хореографического искусств. Танцы в О.-б. либо служат фоном действия, сопровождая вокальные эпизоды, либо образуют самостоят. сцены, дополняющие и развивающие действие вокальных эпизодов. Пение и танцы в О.-б. равноправны, хотя в отдельных конкретных произв. может быть перевес в ту или другую сторону.
О.-б. были распространены во франц. муз. театре в кон. 17 и 18 вв.: включались в качестве интермедии в придворно-аристократич. представления или показывались как самостоят. праздничные спектакли, обычно состоявшие из неск. сюжетно не связанных актов (или entree), но объединённых общностью замысла ("Венецианские празднества" Кампра, 1710; "Галантная Индия" Рамо, 1735, и др.). В О.-б. этого времени преобладало дивертисментное начало.
В 19-20 вв. О.-б. не получила значит. распространения. Некоторую дань отдали ей рус. композиторы. Кантата "Торжество Вакха" Даргомыжского (1848) названа им также "лирической О.-б.". Она включает развитое сценич. действие с оперными ариями, речитативами и хорами, которые дополняются танцами, шествиями и балетной пантомимой. В О.-б. "Млада" Римского-Корсакова (1890) вокальные сцены чередуются с хореографич. эпизодами народно-обрядового и фантастич. характера. М. М. Фокин поставил в виде О.-б. "Золотого петушка" Римского-Корсакова (1914, Русский балет Дягилева). Сов. комп. М. Р. Раухвергер создал детскую О.-б. "Снежная королева" (1969, реж. Н. Ю. Никифоров, балетм. А. М. Мессерер, Большой театр). Среди др. О.-б.: "Театр чудес" Хенце (1948, 2-я ред. 1965), "Прусская сказка" Блахера (1951), "Давид Сасунский" Оганесяна (1976).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

Самая свежая информация авито.кг тут.

[c] Энциклопедия балета