[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ШТРАУС (Strauss) Иоганн (сын) (25.10.1825, Вена, - 3.6.1899, там же), австрийский композитор и дирижёр. Творчество Ш. ознаменовало вершину расцвета т. н. классич. венского вальса; танц. ритмами пронизана музыка мн. оперетт Ш. Его единственный балет "Золушка" был найден после смерти композитора (закончен Й. Байеррм, 1908, Придворная опера, Вена, балетм. Й. Хасрайтер). Среди балетов, созданных на муз. Ш.: "Прекрасный Дунай" (1924, "Суаре де Пари", балетм. Л. Ф. Мясин), "Сказки Венского леса" (1926, Гос. опера, Вена, балетм. Г. Крёллер), "Озорницы" (1926, Каунас, балетм. П. Петров), "Рождественские сказки" (1933, Вена, балетм. М. Вальман), "Сегодня, вечером - Иоганн Штраус!" (1935, "Балле Йосс", Лондон, балетм. К. Йосс), "Радость Вены" (1936, Каунас, балетм. Б. Келбаускас), "Титус - Огненный лис" (1941, Гамбург, балетм. Э. Ханка), "Концерт на площади" (1948, Будапешт, балетм. Д. Харангозо), "Страшная история" (1949, Вена, балетм. Ханка), "Летучая мышь" (1958, Чикаго, балетм. Р. Пейдж) и др. В СССР: "Штраусиана" (1941, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва, балетм. В. П. Бурмейстер), "Голубой Дунай" (1956, Ленингр. Малый театр, балетм. Б. А. Фенстер). На темы разл. соч. Ш. комп. А. Дорати написан балет "Выпускной бал" (1940, "Балле рюс де Монте-Карло", Сидней, балетм. Д. Лишин).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ШТРАУС (Strauss) Рихард (11.6.1864, Мюнхен, - 8.9.1949, Гармиш-Партенкирхен), немецкий композитор и дирижёр. Изучал теорию композиции у Ф. В. Мейера (1875-80). Концертировал в Нидерландах, Испании, Бельгии, Франции, Швейцарии и России. Вёл интенсивную деятельность в Байрёйтском театре, пропагандируя творчество Р. Вагнера. Богатое наследие Ш. включает оперы, симфонич., инструм. и вок. соч., а также балеты "Легенда об Иосифе" (1914, Русский балет Дягилева, балетм. М. М. Фокин) и "Взбитые сливки" (1924, Венская гос. опера, балетм. Г. Крёллер). Основные достоинства музыки Ш. - связь с традициями европ. программного симфонизма, яркость и выразительность тематизма, богатство и разнообразие оркестровых средств - привлекали мн. балетмейстеров. Среди балетов на музыку разл. произв. Ш.: "Тиль Уленшпигель" (на муз. одноим. симфонич. поэмы, 1916, Русский балет Дягилева, балетм. В. Ф. Нижинский; 1933, балетм. Л. В. Якобсон; 1949, балетм. Ж. Бабиле; 1951, балетм. Дж. Баланчин), "Куперен-сюита" (1923, Вена, балетм. Крёллер), "Танец Саломеи" (на муз. из оперы "Саломея", 1921, Большой театр, балетм. А. А. Горский), "Мещанин во дворянстве" (на муз. одноим. сюиты, 1932, "Балле рюс де Монте-Карло", балетм. Баланчин; 1936, Гос. опера, Берлин, балетм. Л. Маудрик; 1968; Королев. балет, Лондон, балетм. А. Тюдор, под назв. "Странствующий рыцарь"), "Смерть и просветление" (на муз. одноим. симфонич. поэмы, 1934, Аугсбург, балетм. А. Миллош; 1975, Нидерландский нац. балет, балетм. Р. ван Данциг, под назв. "Унесённые лёгким ветерком"), "Дон Жуан" (на муз. одноим. симфонич. поэмы, 1938, Берлин, балетм. Т. Гзовская; 1944, Рим, балетм. Миллош; 1948, "Сэдлерс-Уэллс балле", балетм. Ф. Аштон; 1957, Бонн, балетм. М. Луйпарт), "Тусклый свет" (на муз. Бурлески для фп. с оркестром, 1943, "Балле тиэтр", балетм. Тюдор; 1971, "Американ балле компани", балетм. Э. Фелд, под назв. "Театр"), "Метаморфозы" (на муз. одноим. произв. для оркестра, 1962, Ганновер, балетм. И. Георги), "Четыре последние песни" (на муз. одноим. вок. цикла для сопрано и оркестра, 1966, Королевский швед. балет, балетм. Б. Макдональд; 1970, Балет XX века, балетм. М. Бежар, под назв. "Быть может это Смерть?"; 1971, "Нью-Йорк сити балле", балетм. Лорка Мясин, под оригинальным назв.; 1977, Нидерландский нац. балет, балетм. Р. ван Данциг, под оригинальным назв.).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета