[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ШТУТГАРТСКИЙ БАЛЕТ. Первые балетные представления по франц. образцу в Штутгарте относятся к 1609. Со временем они стали заметным явлением в жизни герцогского двора. В историю балетного театра Ш. б. вошёл главным образом как арена реформаторских поисков франц. хореографа Ж. Ж. Новера, который создал здесь в 1760-67 сюжетные драматич. и трагич. балеты - "Медея и Язон", "Ринальдо и Армида", "Смерть Геркулеса". В Штутгарте же первым изд. вышли его "Письма о танце" (1760). В 1-й трети 19 в. балет Вюртембергского театра сохранял своё значение благодаря постановкам, осуществлённым Ф. Тальони, и выступлениям знаменитых артистов - О. Вестриса, М. Тальони и др. В сер. 20 в. творч. успехи труппы связаны с именем балетмейстера Н. Берёзова (рук. труппы в 1957-60), который пост. ряд классич. балетов и "Паганини" на муз. Рахманинова.
Возрождение Ш. б. относится к 1961-73, когда труппу возглавлял англ. балетмейстер Дж. Кранко. Под его рук. повысился проф. уровень труппы, увеличился её состав, были приглашены солисты из разл. стран - бразильская артистка М. Хайде, американец Р. Крэган, датчанин Э. Мадсен, австралийка Дж. Ландон и др. Труппа выдвинулась в число ведущих коллективов Зап. Европы. Кранко создал интересный и разнообразный репертуар. Среди его пост. - оригинальные редакции балетов классич. наследия ("Лебединое озеро", "Щелкунчик"), балеты "Дафнис и Хлоя" (1962), "Ромео и Джульетта" (1962), "Игра в карты" (1965); "Онегин" на муз. Чайковского в аранжировке Штольце (1965), "Укрощение строптивой" на муз. Скарлатти в аранжировке Штольце (1969), "Туманы" на муз. Дебюсси (1970), "Поэма экстаза" на муз. Скрябина (1970), "Инициалы Р. Б. М. Е. " на муз. 2-го концерта для фп. с оркестром Брамса (1972), "Следы" на муз. Малера (1973). Отдельные балеты ставили; Дж. Баланчин - "Аполлон Мусагет", "Блестящее аллегро"; К. Макмиллан - "Песнь о земле", и др.
В 1974-76 труппу возглавлял Г. Тетли, пост. здесь "Дафнис и Хлоя" и "Greening" Нордхайма (оба - 1975). С 1976 труппой руководит Хайде. В репертуаре (кроме указанных) балеты: Кранко - "Из времён Хольберга" на муз. Грига, "Гармонический порыв" на муз. Вивальди, "Салат" на муз. Мийо; Тетли - "Произвольности" на муз. Пуленка, "Арена" на муз. Суботника и "Весна священная"; М. Бежара - "Песни странствующего подмастерья" на муз. Малера. Среди постановок последних лет (в скобках фамилии балетм.): "Вальс" Равеля (Дж. Баланчин), "Гамлет: подразумеваемое" на муз. Копленда (Дж. Ноймайер), "Реквием" на муз. Форе (Макмиллан), "Вечный свет" на муз. Малера (У. Форсайт), все - 1976; "Дафна" на муз. Дворжака (Форсайт), "Спящая красавица" (Р. Хайтауэр по. Б. Ф. Нижинской и М. И. Петипа), "Flore subsimplici" на муз. Генделя (Форсайт), "Мираж" на муз. Мартена (Р. Хеллиуэлл), "Innere not" на муз. Брукнера (П. Монтаньон), все - 1977; "Тереза" на муз. Прокофьева (А. Урсуляк), "В бесконечном времени" на муз. Лигети (Форсайт), "Колокола" на муз. Рахманинова (Монтаньон), "Баллада о море и любви" на муз. Шоссона (Хеллиуэлл), "Кармен" на муз. Бизе в аранжировке Фортнера и Штейнбреннера (Хайде по Кранко), "Концертино" на муз. Яначека (Хеллиуэлл), "Смерть и девушка" на муз. Шуберта (Монтаньон), "Брат мой, сестры мои" на муз. Шёнберга и Веберна (Макмиллан), "Сон Галилея" на муз. Пендерецкого (Форсайт), "Дама с камелиями" на муз. Шопена (Ноймайер), "Летящие тени" на муз. Скрябина (Г. Понтекорво), "Aria de la Folia Espagnola" Хенце (Форсайт), "Т. Р. А. М. " на муз. Райха (П. Рилле), "Плагиатиссимо" на муз. Визенталь и др. (Р. Торнхилл и Морроу) - все в 1978; "Орфей" Хенце (Форсайт), "Сторона первая - Песни любви - Старые пластинки" на сборную муз. (Форсайт), все - 1979.
В труппе (1979): солистки - Хайде, Б. Кайль, Л. Монтаньон, С. Ханке, Дж. Алленби, Э. Бреди, Р. Папендик, М. Уитем, С. Баяр, Х. Кох, А. Шмидт; солисты - Э. Мадсен, Р. Крэган, В. Клос, Р. Андерсон, Б. Ингем, М. Лесинш, М. Нил, К. Шпекер, К. Боутрайт, К. Морроу, К. Фалланга, М. Вазмунд. Руководитель Балетной школы им. Кранко - Х. Клаусс. Ш. б. много гастролирует за рубежом, в т. ч. и в СССР (1972).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета