[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


"ШУРАЛЕ" ("Али-Батыр"), балет в 3 актах (по мотивам тат. нар. сказок и поэм Г. Тукая). Комп. Ф. З. Яруллин, инструментовка Ф. В. Витачека. Сцен. А. С. Файзи и Л. В. Якобсон. 12.3.1945, Театр им. Джалиля, Казань, балетм. Л. А. Жуков, Г. Х. Тагиров, худ. П. Г. Сперанский, дирижёр И. В. Аухадеев; Сюимбике - А. Ф. Гацулина, Али-Батыр - Б. Ш. Ахтямов, Шурале - В. Романюк. 28.5.1950, Театр им. Кирова, 2-я ред. в 3 актах 4 картинах, под назв. "Али-Батыр", новая инструментовка и ред. В. А. Власова и В. Г. Фере, балетм. Л. В. Якобсон, худ. А. И. Птушко, Л. И. Мильчин и И. П. Вано, дирижёр П. Э. Фельдт; Сюимбике - А. Я. Шелест, Н. М. Дудинская, И. Б. Зубковская, Али-Батыр - Б. Я. Брегвадзе, К. М. Сергеев, А. А. Макаров, Шурале - И. Д. Бельский, Р. И. Гербек (Гос. пр. СССР, 1951, балетм. и исполнители). 1952, Театр им. М. Джалиля, 2-я ред., балетм. Я. Е. Брунак, дирижёр - Х. В. Файзуллин; Али-Батыр - А. Ф. Нарыков, Шурале - С. З. Хайруллин (показан в Москве на Декаде искусства и литературы Татарии). 29.1.1955, Большой театр, в помещении филиала, под назв. "Шурале", балетм. Якобсон, худ. Л. И. Мильчин, дирижёр Г. Н. Дугашёв; Сюимбике - М. М. Плисецкая, Батыр - Ю. Г. Кондратов, Шурале - В. А. Левашёв. 1960, там же, балетм. и худ. те же, дирижёр М. Ф. Эрмлер; Сюимбике - М. В. Кондратьева, Батыр - В. В. Васильев, Шурале - В. А. Левашёв. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Одесса ( 1952, В. И. Вронский), Рига (1952, Е. Я. Чанга), Саратов (1952, В. Т. Адашевский), Львов (1953, Н. И. Трегубов; 1973, М. С. Заславский), Тарту (1954, И. А. Урбель), Улан-Удэ (1955, Заславский), Ульяновск ( 1955, Я. Е. Брунак), Киев (1955, Вронский), Алма-Ата (1956, Д. Т. Абиров), Ташкент ( 1956, Т. Г. Литвинова), Горький (1957, О. М. Дадишкилиани), Челябинск (1959, Дадишкилиани), Вильнюс (1961, Ю. М. Гудявичюс), Новосибирск (1968, И. Г. Есаулов), Уфа (1969, Ф. М. Саттаров). За рубежом: София (1956, муз. театр им. Македонского, Г. В. Абрашев), Улан-Батор (1958), Бытом (1960, З. Корыцкий), Оломоуц (1961, Й. Шкода), Росток (1968, В. Бройер).
Девушка-птица Сюимбике полюбила молодого охотника Али-Батыра. Но леший Шурале, похитивший её крылья, заставляет Сюимбике вернуться в его лесное логово. Отважный Батыр находит свою возлюбленную, Шурале и его зловещее царство гибнет в пламени, а Батыр и Сюимбике возвращаются в родную деревню, где народ радостно встречает их.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета