[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


РАВЕЛЬ (Ravel) Морис (7.3.1875, Сибур, - 28.12.1937, Париж), французский композитор. Учился в Парижской консерватории у А. Жедальжа и Г. Форе. Автор оркестровых и инструм. произведений, камерных ансамблей, вокальных сочинений, оперы "Испанский час" и оперы-балета "Дитя и волшебство" (1925). Первые балеты Р. "Дафнис и Хлоя" и "Вальс" были написаны по заказу С. П. Дягилева. Балет Р. "Болеро" (1928, балетм. Б. Ф. Нижинская) - по заказу И. Рубинштейн. Балетная муз. Р. сыграла очень большую роль в становлении совр. балетного театра. Его балеты прочно утвердились в репертуаре совр. театров и имеют большую сценич. историю.
Не менее репертуарны балеты на музыку др. произведений Р. Хореографов привлекают "изобразительный" характер его музыки, красочность инструментовки и гармонии, эмоциональность и яркий мелодизм (связанный с франц., исп. и баскским нар. творчеством), а также частое обращение к разл. танцевальным формам. Главные из постановок на его муз.: "Моя матушка гусыня" (1912, "Театр дез ар", Париж, балетм. Д. Хагард; 1943, балетм. Т. Болендер; 1975, балетм. Дж. Роббинс), "Аделаида, или Язык цветов" (1912, "Компани Труханова", театр Шатле, Париж, балетм. И. Н. Хлюстин), "Испанская рапсодия" (под назв. "Сады Аранхуэса", 1918, Русский балет Дягилева, Испания, балетм. Л. Ф. Мясин; 1962, "Балле де Пари", балетм. Пти), "Воинственный танец" (1921, Большой театр, Москва, балетм. В. Рябцев), "Павана на смерть инфанты" (1928, балетм. А. Р. Больм; 1938, балетм. А. Тюдор; 1947, парижская Опера, балетм. С. Лифарь), "Гробница Куперена" (1920, Шведский балет, Париж, балетм. Ж. Бёрлин), "Утренняя серенада Грасьозо" (на муз. 4-й части фп. цикла "Отражения", 1948, "Ла Скала", балетм. С. Лифарь), "Шехеразада" (на муз. увертюры для оркестра, 1974. парижская Опера, балетм. Р. Пти), "Ведьма" (на муз. концерта соль мажор для фп. с оркестром, 1950, Нью-Йорк, балетм. Дж. Кранко), "Морская тень" (1962, балетм. Дж. Арпино), "Новеллы любви" (1963, Ленинград, балетм. Л. В. Якобсон), "Ундина" (1974, Париж, балетм. Ж. Гизерикс), "Мечты" (на муз. концертов для фп. с оркестром соль мажор и ре мажор, 1975, Париж, балетм. Ж. Руссильо), "Конец дня" (на муз. концерта для фп. с орк., 1979, Королевский балет, Лондон, балетм. К. Макмиллан).
100-летие Р. (1975) было отмечено фестивалем в его честь в Нью-Йорке, где труппа "Нью-Йорк сити балле" показала 16 балетов на муз. Р., в т. ч. новые пост.: Дж. Баланчина - "Сонатина" (на муз. Сонатины для фп.), "Призраки ночи" (на муз. цикла пьес для фортепьяно), "Цыганка", "Шехеразада", "Испанская рапсодия", "Гробница Куперена", "Павана на смерть инфанты", "Дитя и волшебство"; Дж. Роббинса - "Концерт соль мажор", "Интродукция и аллегро", "Лодка в океане", "Мадагаскарские песни"; Дж. Тараса - "Дафнис и Хлоя"; Ж. д'Амбуаза - "Утренняя серенада Грасьозо", "Сарабанда и танец". В том же году был поставлен спектакль "В честь Равеля" в парижской Опере, куда вошли некоторые из постановок Баланчина и Роббинса. Р. также один из авторов балета "Веер Жанны".

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета