[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


РЕАЛИЗМ (от позднелат. realis - вещественный, действительный). 1) Термин, обозначающий правдивое отражение действительности в художеств. образах, объективную истину в искусстве. Синонимы Р. - "реалистичность", "правдивость", "истинность". В этом смысле Р. свойствен всякому подлинному искусству, составляет его внутреннюю природу. В хореографии основа Р. - правдивое выражение языком танца чувства и мысли, внутреннего состояния, переживания героя. В балете на этой основе раскрывается правда характеров, поступков, драматич. ситуаций, развитие действия, идейный смысл спектакля в целом. Правда жизни воплощается в балете посредством условного танц. языка, в основе которого специфич. система выразительных движений, художественно претворившая реальные жизненные движения человека, но не тождественная им. Поэтому Р. в балете не сводится к бытовому правдоподобию, к воспроизведению конкретной жизненной пластики. Правдоподобие хотя и возможно, но не обязательно. Там, где оно иногда применяется (преим. в пантомиме или в отдельных танц. движениях), бытовые жесты играют подчинённую и дополнительную роль, являясь элементом, включённым в более широкое художеств. целое. Подмена правды жизни бытовым правдоподобием означает подмену Р. натурализмом.
В истории балетного театра происходило расширение границ Р., проявлявшееся в рамках конкретно-историч. направлений, имевших др. названия. От первых балетных интермедий эпохи Возрождения до постановок выдающихся балетмейстеров 20 в. шло развитие и накопление возможностей хореографич. искусства в отражении жизни, завоёвывались средства всё более тонкого, конкретного и дифференцированного воплощения человеческих чувств, обрисовки характеров, раскрытия действия. Новым этапом в развитии Р. стал сов. балет, где произошло слияние Р. с идеями социализма на основе правдивого отражения новой обществ. действительности (см. Социалистический реализм).
2) Конкретно-историч. направление в искусстве 19 в., провозгласившее правду жизни основой своей творч. программы. Термин был выдвинут франц. лит. критиком Ю. Шанфлёри в 50-х гг. 19 в. и быстро распространился в применении к разл. искусствам в разных странах.
Если Р. в первом значении - общая черта разных конкретно-историч. течений и школ, то во втором значении он отличается от др. художеств. направлений, в частности от предшествующего ему романтизма, преодолевая ограниченность которого, он развился, а также от последующих натурализма и импрессионизма, знаменовавших кризис в развитии Р. Поскольку основой Р. 19 в. было критич. отношение к совр. бурж. действительности, его называли также критич. Р. Последний получил широкое развитие в литературе и изобразит. искусстве, но не коснулся балета. Критика балетного искусства передовыми деятелями того времени (напр., М. Е. Салтыковым-Щедриным) велась именно с позиций критич. Р., до которого балетный театр того времени, ограниченный придворно-аристократич. эстетикой, не мог подняться. Реалистич. тенденции в балете 19 в. не развились в целостное направление с законченной творч. программой, как это произошло в других видах искусства. Но в нач. 20 в. они частично выразились в творчестве М. М. Фокина (в сочетании с неоромантизмом и импрессионизмом) и А. А. Горского (в сочетании с академизмом). Эти тенденции проявились в стремлении приблизить балет к жизни путём насыщения его правдивым драматич. действием, а также достичь бытовой, нац. и историч. конкретности и достоверности ("Дон Кихот", 1910; "Дочь Гудулы", 1902; "Саламбо", 1910, в пост. Горского). В "Петрушке", пост. Фокиным (1911), отразилось, кроме того, и социально-критическое начало. Черты социального критицизма проявились также в отдельных произв. искусства 20 в. (напр., в балетах "Чудесный мандарин" и "Зелёный стол", где они переплетены с экспрессионизмом и символизмом). Критич. изображение бурж. действительности, художеств. разоблачение её пороков нашло выражение уже на новой основе социалистич. Р.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета