[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


РЕСПИГИ (Respighi) Отторино (9.7.1879, Болонья, - 18.4.1936, Рим), итальянский композитор, скрипач, дирижёр. Композиции обучался у Л. Торки, Дж. Мартуччи, Н. А. Римского-Корсакова (1900-01), М. Бруха. Преподавал в римской консерватории "Санта-Чечилия" (в 1923-25 директор). Автор опер, симфонич. и вокальных произв., балетов: "Волшебная лавка" (на темы Дж. Россини, 1919, Русский балет Дягилева, балетм. Л. Ф. Мясин), "Женские хитрости" (на темы Д. Чимарозы, 1920, там же, балетм. тот же), "Венецианское скерцо", "Волшебный горшок" (на рус. нар. темы), "Старинный французский фарфор" (На темы франц. композиторов 17-18 вв.) - все три пост. в 1920 балетм. И. Леонидовым (театр "Костанци", Рим), "Спящая красавица" (Балет марионеток, 1922, театр "Одескальки", Рим; 1934, Турин), "Белькис, царица Савская" (1932, "Ла Скала", балетм. Мясин), "Жонглёр Богоматери" (1933, "Балле Рамбер", Лондон, балетм. А. Хоуард). Ряд балетов пост. на муз. разл. произв. Р., в т. ч.: "Птицы" (орк. сюита, 1932, Музыкальный фестиваль, Венеция, балетм. Ч. Форнароли; 1933, Сан-Ремо; 1938, "Ла Скала", балетм. М. Вальман), "Античные танцы и арии" (1946, "Штатсрпер", Вена, балетм. Ханка), "Пассакалья" (на муз. Баха в обр. Р., 1947; театр "Колон", Буэнос-Айрес, балетм. Вальман, 1949, Рим), "Пинии Рима" (симфонич. поэма, 1947, балетм. тот же, Рим), "Летняя интерлюдия" (1950, Лондон, балетм. М. Сомс), "Ронделэ" (1957, Канада, балетм. Р. Борис) и др. Музыка Р. (в т. ч. его балетов) отразила влияние Р. Штрауса и франц. импрессионизма; одновременно для композитора характерен интерес к модернизированным обработкам музыки предшествующих эпох.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета