[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


УИВЕР (Weaver) Джон (21.7.1673, Шрусбери, - 24.9.1760, там же), английский балетмейстер и теоретик. С 1700 выступал на лондонской сцене. В 1717 пост. в театре "Друри-Лейн" балет "Любовные похождения Марса и Венеры" на муз. Саймондса и Фербанка, как "драматическое развлечение в танце, предпринятое в подражание пантомимам древних греков и римлян", затем балеты "Миф об Орфее и Эвридике" (1718) и "Суд Париса" (1733). Представитель англ. Просвещения, У. явился предшественником Ф. Хильфердинга и Ж. Ж. Новера в области действенного балета. Его хореографич. драмы обладали единством действия, поступки персонажей были "верны природе" и отвечали логике сложных характеров. Драматургич. действие выстраивалось в танце. Содержание балетов У. отстаивало естеств. права человека, однако художеств. форма оказалась преждевременно новаторской и не закрепилась на англ. сцене. У. явился и первым теоретиком балетного театра 18 в. В 1706 он перевёл с франц. трактат Фёйе "Хореография", предлагавший систему записи танцев. В трудах, предварявших "Письма о танце" Новера, У. призывал деятелей балета к подражанию природе и видел ценность балетного искусства в гармонии между композицией и движением. Разделяя театр. танец на три вида - серьёзный, гротескный и сценический, т. е. пантомиму, он предпочитал последний, объясняющий действием весь сюжет в целом, и считал образцом антич. пантомиму. Опережая своё время, опережая Новера, У. полагал также, что нет резких границ между пантомимой и танцем, ибо все движения, при совершенной технике, должны быть связаны с определённым характером и чувством.
Соч.: An Essay towards the history of dancing..., L., 1712; Anatomical and mechanical lectures upon dancing..., L., 1721; The history of the mimes and pantomimes, L., 1728.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета