[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ЗАХАРОВ Ростислав Владимирович [р. 25.8 (7.9).1907,Астрахань], советский балетмейстер, режиссёр и педагог. Нар. арт. СССР (1969). Чл. КПСС с 1951. Доктор искусствоведения (1970). Окончил Ленингр. хореографич. училище (педагог В. И. Пономарёв, 1926), режиссёрское отд. Ленингр. театр. техникума (1932, педагог С. Э. Радлов), Ленингр. театр. институт (1948, экстерном). В 1926-29 солист балета Киевского театра. В 1934-36 балетмейстер Театра им. Кирова. В 1936-56 балетмейстер и оперный режиссёр Большого театра (в 1936-39 руководил балетной труппой). Выдающаяся работа З. - пост. балета "Бахчисарайский фонтан", положившего начало сов. хореографич. "пушкиниане" (1934, Театр им. Кирова; 1936, Большой театр; 1958, Алма-Ата; 1952, Будапешт, затем Хельсинки и др.), утвердившего новый метод работы над балетным спектаклем. Он включал в себя углублённую разработку экспозиции балета, в которой раскрывались идейно-художеств. задачи произведения, "застольную" работу, а затем самостоятельную работу актёров над образами (на основе системы Станиславского), а также хореографич. режиссуру, способствующую созданию танцев действенных, осмысленных, в которых рождается реалистич. художеств. образ. Последующие пост. З. - "Утраченные иллюзии" (1936, Театр им. Кирова), "Кавказский пленник" и "Барышня-крестьянка" Асафьева (1938 и 1946, Большой театр), "Золушка" (1945, Большой театр, Гос. пр. СССР, 1946; 1957, Хельсинки; 1964, Минск), "Медный всадник" (1949, Большой театр, Театр им. Кирова), "Красный мак" (1949, Театр им. Кирова), "Лебединое озеро" (1962, Загреб) и др. В 1940 на основе пост. А. А. Горского создал новую редакцию балета "Дон Кихот" (Большой театр). Для творчества З. характерно утверждение реалистич. принципов в сов. балете, обращение к идейно-значительным сюжетам, усиление роли драматургии и режиссуры в балетном спектакле, средств психологич. характеристики образов. 3. поставил ряд опер, сочетая в них постановочно-режиссёрскую работу с балетмейстерской: "Руслан и Людмила" Глинки (1937, Большой театр; 1956, Прага), "Кармен" Бизе (1943, Большой театр), "Вильгельм Телль" Россини (1942, там же; Гос. пр. СССР, 1943) и др. Ставил танцы в операх "Иван Сусанин", "Война и мир", "Аида". С 1927 3. ведёт педагогич. работу; в 1945-47 директор и художеств. руководитель Моск. хореографич. училища. С 1946 возглавляет кафедру хореографии в ГИТИСе (с 1951 проф.). Среди его учеников деятели сов. и зарубежного балета - Т. Р. Валамат-заде, И. В. Смирнов, В. В. Гривицкас, А. А. Лапаури, Е. Я. Чанга, Н. Г. Конюс, М. Л. Лавровский, А. Шикеро, Н. Кираджиева (Болгария), Й. Блажек, Л. Хинкова, М. Тотова (Чехословакия), В. Боккадоро (Франция) и др. Автор статей и рецензий. Печатался за рубежом.
Соч.: Искусство балетмейстера, М., 1954; Беседы о танце, [М.], 1963; Работа балетмейстера с исполнителями, М., 1967; Записки балетмейстера, М., 1976; Слово о танце, М., 1977.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета