[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ЗАМБЕЛЛИ (Zambelli) Карлотта [4.11.1875 (по др. данным, 1877), Милан, - 28.1.1968, там же], французская артистка и педагог. По нац. итальянка. В 1884-94 училась в школе театра "Ла Скала" (у А. Ваго, А. Вигано, затем Ч. Коппини); позднее совершенствовалась у Р. Маури. Впервые танцевала в этом театре в 1886. С 1894 выступала в парижской Опере, с которой связана вся её дальнейшая деятельность; дебютировала в партии Елены ("Вальпургиева ночь"). Первый успех принесли З. партии феи Снега ("Маладетта" Видаля, балетм. И. Хансен) и в дивертисменте в опере "Фаворитка" Доницетти (1896). В 1901 гастролировала в Петербурге (Коппелия, Жизель, Пахита). В 1912 выступала в труппе Русский балет Дягилева. Искусство З. сочетало традиции итал. и франц. школ 19 в. и, одновременно, - поиск новых форм выразительности (под влиянием искусства балетм. М. М. Фокина). Партии: в пост. балетм. Л. Меранта - Ивонетта ("Корригана" Видора), Гурули ("Два голубя" Мессаже); Л. Статса - Намуна ("Намуна" Лало), Жавотта ("Жавотта" Сен-Санса), Сильвия; Царица пчёл ("Пчёлы" на муз. Стравинского); Мими Пинсон ("Бал у Терезы" Ана, балетм. Стишель), Хлоя ("Дафнис и Хлоя", балетм. Фокин) и др. Прощальное выступление З. состоялось в 1930. В 1920-55 преподавала в театре, с 1923 руководила классом усовершенствования в школе этого театра. В числе учениц: Л. Дарсонваль, И. Шовире, Р. (Зизи) Жанмер, Л. Дейде, К. Воссар, К. Мот, К. Власси и др. Творч. и педагогич. деятельность З. оказала большое влияние на развитие женского танца в совр. франц. балете.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета